
Думая о событиях в Европе 1848 года, в частности, о французской революции, естественно внимание привлекают
петрашевцы. Та же эпоха Николая Первого, времена того же Блудова и смертные казни, замененные на каторгу в Сибирь и так далее. Опять же "
Козьма Прутков". И особенно не даёт покоя "
Полярная Звезда". Если, всё-таки, революционеры-мученики, это они, то не "декабристы разбудили Герцена", а скорее, наоборот. Да и знаменитый словарь иностранных слов русского языка «
Dictionnaire philosophique», более серьёзный документ, чем масонские проекты конституций, практически, ничем не отличающиеся от
блудовской редакции. "
22 декабря 1849 г. они были привезены из Петропавловской крепости (где они провели 8 месяцев в одиночном заключении) на Семёновский плац. Им прочли конфирмацию смертного приговора; подошёл с крестом в руке священник в чёрной ризе, переломили шпагу над головой дворян; на всех, кроме Пальма, надели предсмертные рубахи. Петрашевскому, Момбелли и Григорьеву завязали глаза и привязали к столбу. Офицер скомандовал солдатам целиться… "
- Петрашевского каким-то образом через этот злополучный словарь связывают с князем Михаилом Павловичем, якобы он посвятил словарь ему, поэтому и сначала прошёл цензуру. Любопытен и факт смерти брата младшего брата Николая Первого. Во время военного осмотра на "М... поле" в Варшаве упал с лошади и его парализовало. Летом 1949 года. Пока петрашевцы сидели в петропавловской крепости и где похоронили и Михаила, привезя тело из Варшавы.
- В кругу петрашевцев был некий
Энгельсон, который избежал ареста. Так же как и Петрашевский учился в Царском Лицее, сын директора С-Петербурской ссудной Казны. Сбежал на Запад. В эмиграции познакомился с Герценом и работал в Вольной русской типографии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий